Full vision

Fjörd & Drunemeton - A New Dawn Shall Rise!/The Sacred Grove [Split] (2016)

Main

Издатель: Wolftyr Productions
CD предоставил: Grannus

 

 

 

Трэк-лист:
Fjörd
1. One Last Flame of Glory     
2. Halls of Valhalla
Drunemeton
3. The Celebration
4. Song of the Woods
5. Horned Master of the Green Forest
6. The Sacred Grove
7. Night Fall onto the Forest
8. Guardians of the Green Darkness Gates
9. We Had Grown like a Trees
10. Dark Autumn Rites


Вступление

 

Несведущему в перипетиях на отдельных островках всемирного андеграунда покажется, что данный CD — это классический сплит, где во главе всего встаёт разделение пресловутого «кругляша» на два или более лагеря с демонстрацией «кто во что горазд». Правда в том, что в современную эпоху коопераций и концептуальных сплитов подобная классика мелькает разве что в межандеграундной среде, да и то редко. Причём обе банды не сказать чтобы были друг от друга далеки как музыкально, так и идеологически: в лирическом аспекте записи затрагивают темы древней Европы, преодоления, таинства, доблести и традиций, в то время как музыка и тех, и других, имела общие и тесно связанные между собой Black Metal корни. Две представленные на сплите формации могли без особых сложностей быть повязаны крепким рукопожатием в стремлении к единой цели, заключающейся в разработке общей концепции для дальнейшей кооперации. Могли, но в итоге получилось… ЭТО!? Сплит «поневоле» - именно так хочется назвать «коллаборацию, которой не было», «сепаратным» союзом или «несуществующими» узами.
Что не так со сплитом? Кто виноват и что делать? Вскрываем всех по порядку!

 

A New Dawn Shall Rise!

 

Fjörd – канадская Pagan Black Metal-банда, основанная Кристианом (Wodansson) Вирру в 2006-ом году. Ярые одинисты, почитатели древних европейских традиций, члены организаций музыкально-идеологического толка The Pagan Front и Heathen Circle (также в сети до сих пор можно отыскать фотографии, где участники разодеты в реконструированное подобие скандинавского доспеха времён раннего Средневековья), что лишний раз намекает на крайнюю приверженность участников идеям о собственном «чистейшем» европейском происхождении. Будет совершенно не удивительно, если выяснится, что участники ведут свой род от времён колонизации бравыми скандинавами Винланда, если не задолго до.
«A New Dawn Shall Rise!» — это EP, состоящее из двух студийных треков, записанных Fjörd в 2014-ом году. Помимо Воденссона в записи участвовали его брат Стефан (бас) и evilair (Ив Аллер - гитары, ударные и оркестровки).Fjord
Если оценивать «A New Dawn Shall Rise» в общем и целом, то ответ один – это очередной наследник-клон Bathory «Эры Викингов», но без попытки создать на основе первоисточника собственный материал, коим являлся их «хорошо известный в узких кругах» полноформат «Vor Tru». Смесь маршевой неспешной ритмики ударных, эпических гитарных риффов, чистый мужской вокал аля-«не оперный тенор любителя». Две композиции, хронометражем каждой по 8 минут, в целом весьма схожи по изначальной риффовой структуре, постановке музыкальных акцентов и общей концепции композиций. Во всех треках наличествуют условные «интро» и «аутро», органично и крайне умело вплетённое в общую связку повествования, гитарные переборы сменяются маршевыми запилами, В первом треке сам марш не имеет логичного завершения, обрываясь на середине повествования, в то время как во второй трек сделан продуманно, строго по канону хорошей логической композиции с гитарным соло как общим финалом всего мини-альбома. Видимо, этим ходом сочинители планировали отделить одну композицию от другой, не пошатнув саму архитектуру общей записи в процессе прослушивания. Ловко.
На студии Dirgevows, принадлежавшая еvilair, и производилась запись данного EP, в то время как финальный мастеринг проведён в студии Loudhouse recordings. Так как запись EP в более-менее нормальной студии, звучание выстроено довольно качественно и детально. Музыка даже на высоких уровнях громкости (до 90) сохраняет чёткость звучания каждого отдельного инструмента. Однако, вспоминая качество «квортоновского» “Hammerheart”, даже спустя 25 лет канадцы и близко не подошли к сияющей короне, что по праву принадлежит посмертно великому шведскому Скальду.
Лирическая составляющая Fjörd не наличествует тонких подтекстов или излишней философии, строго следуя базовой концепции практически всех скандинавских эпосов. Лирика EP, судя по всему, — это жизнеописание от лица воинов далёкой эпохи прошлого в эпичной манере повествования с отдельными фразами из отдалённого подобия знаменитых вис. «One Last Flame of Glory» рассказывает о тяжёлом сражении двух армий от лица воинов из каждой. Слово «Valhöll», древнеисландский вариант «Вальгаллы», а также строчка «Devoir their Christian souls I take» даёт намёк нам на повествование о сражении саксов и норманнов в Британии VIII/IX веков, но им и ограничивается. Речь идёт об осознании чуть ли не главного по значимости базиса скандинавской мифологии: смерть в бою на высокой ноте - лучшая награда Одина и его армады эйнхериев, в то время как спокойная, ленивая и тягостная жизнь без войн и жертв – вечное проклятие во время и после смерти в ХельХейме – царстве Мёртвых.10
«Hall of Valhalla» – жизнеописание воина времён древней Скандинавии, выражающее всю проявленную в битвах и сражениях доблесть и волю как билет в райские кущи норманна, начиная от рождения и заканчивая исключительно достойной смертью на поле боя. Это не просто текст, в нём есть нотки поэзии в рифме и некие философский подтекст, к примеру, в фразе «The Riddle of steel always seek my son”, что интерпретируется как: «оружие - есть продолжение воли воина, а его род - есть кровь. Во второй половине композиции присутствует прозаический призыв к Одину, основанный на личностных мужских переживаниях в духе свободного толкования Вис дохристианской эпохи. Путь в Вальхаллу уготовлен каждому воину, но чтобы ПОПАСТЬ в золотые залы медового чертога богов, воину надо стать лучшим, одолев в бою врагов, и преодолев в жизни себя!
«A New Dawn Shall Rise!» даёт чёткое понимание того, что это и не EP от Fjörd, а полноценная дань уважения былой молодости без единого вкрапления собственного материала. Хоть и «высокая», но явно не своя нота перед уходом в пламени погребального костра.

 

The Sacred Grove

 

Drunemeton – российская Pagan/Black Metal формация, ведомая основателем, лидером и движущим рупором проекта, известным под псевдонимом Grannus. Ввиду интервью и вороха рецензий раннего творчества на HV нет особого смысла рассказывать нашему всезнающему читателю о предыстории Drunemeton. Желающим приобщиться к пониманию вопроса предлагаем пройтись по ссылкам: Intervision, "Fullmoon Asbath" Full Vision, Drunemeton & Dizziness split Full Vision и "Whirlwind of Wild Hunt" (Heresiarch Seminary) Full Vision. Вдумчиво и неторопливо....
«The Sacred Grove» - не демо, не EP и ничто другое, что занимало бы крайне незначительное место на CD. Это целый полноформат с хронометражем почти в час, а также с тематическим и художественным оформлением, характерным для полноценных творений.
В «The Sacred Grove» на первый план поставлены гитары, что вдохновлены или даже отчасти копируют творчество немцев Menhir времён первых двух альбомов, ранним Nokturnal Mortum и Graveland, чьи фирменные нотки буквально пронизывают практически все композиции альбома. Тремолирующие партии аккордов и нот вырисовывают чёткий ритмический рисунок общей картины от трека к треку. Чётко выверенные, чётко поставленные партии, тем не менее в некоторых местах всё же имеют небольшие расхождения по соблюдению ритма ударных. Мелодичные структуры, суровый ритм-секции и основа для аккомпанемента остальными инструментами, что схожа в чём-то с отдельными работами раннего Borknagar и Windir.
GrЭто наглядно показывает композиция «The Celebration», где гитары, подобно воле, своей игрой ведут окутанного в просторный плащ путника по непролазной лесной чаще всё дальше и дальше в дебри, на праздник жизни Великого Зверя. Воля - как воздух, как солнце и тьма! Всегда она будет с ищущим!
Куда бы ты не свернул, какой бы путь путник не выбрал – в лесной капкан или открытую лужайку – гитары рисуют основу, словно воля, — это путь! В спокойной и маршевой «Horned Master Of The Green Forest» гитары выражаются как видоизменяющиеся пути течения, следовать за которыми не так-то просто, как хотелось бы нашему неуёмному эго. Всему своё время!
Клавишные партии разнообразны и довольно нетривиальны в структурном плане, то следуя в унисон с гитарами, то наоборот, дополняя их рисунок своими партиями, как это делали ранние Nokturnal Mortum, Arcturus и во многом практически вся финская школа мелодичного метала. «The Sacred Grove» первым обязан был внедрить этот крайне величесвенный инструмент в общую канву музыки Drunemeton. От масштабности длительных мужских хоралов до кафедрального синтезатора с далеко не простыми партиями. Результат неоднороден: в одних моментах клавиши ложатся на гитары и остальные инструменты в идеальном созвучии, в других это скупо и пространно, дезориентируя слушателя.
В "Song of the Woods" роль клавишных - лучики света днём, светлячки, светящиеся растения и даже волшебные болотные огоньки ночью или в пространстве без света. Моргая, пропадая из виду, и появляется снова на виду у путника, олицетворяя собой световую игру леса. Поддавшись игре, волшебные духи незаметно уводят путника его с намеченного пути - от священной рощи, от обители Царя лесов! Но раз уж тот не прошёл, отринув мелкие интересы ради общей цели, то в "The Sacred Grove" клавишные предстают перед путником в своей иной ипостаси - величественной, могучей, монументальной, неделимой. Ступая своими широкими древесными ступнями, пуская всё новые корни в землю, Хозяин Леса властно надзирает за непутёвым зазнайкой, восхищаясь его безрассудной волей и злясь его человеческому скудоумию. Он ждёт, но так и услышит о смертного гостя единый ответ на вопросы: "зачем ты здесь, смертный?" Чего ты хочешь, раз добрался сюда?".
Своеобразным перерывом и завершением первой половины альбома становится композиция «Night Fall onto the Forest». Выполненная на стыке стилей Ambient и Dungeon Synth, композиция за примерно 3 минуты своего хронометража пропитывает вас ночным ужасом лесного погоста, заставляет не просто проникнуться, но полюбить себя вопреки вкусам. Сильная в своей основе вещь «Night Fall onto the Forest», без преувеличения, - одна из лучших и запоминающихся композиций альбома.
Ударные партии отыграны в скупом разнообразии строгих рамок чёрного стиля и объектов подражания Drunemeton, без ощущения уникальности и живости, что присуща каждому хорошему ударнику. В ход идёт смена классических и прямых бласт-битов, часио перемежающаяся с двойной бас-бочкой в их сплошной и выборочной игре, создающее вкупе крайне монотонный звук, не особо утруждая себя сбивками, переходами и прочими важными мелочами, за которое цепляется человеческий слух, или, по крайней мере, в первую очередь на это обращая внимание. Характерно практически для всех композиций данного альбома.
Вокал Grannus`a не изменился со времён полноформата «Fullmoon Asbath»: смесь воющего гримм-вокала с нотками шрайка и небольшим эхом, создавая слушателю стойкий образ «призрака в тумане». Призрак, по правде говоря, не особо пугает своим инструментом, пропевая свои партии без яркого огонька властности в голосе. Монотонное пение на одной ноте создаёт для вокала хорошую нишу в этом музыкальном праздновании, но на роль чего-то ведущего инструмента вокал, увы, не дотягивает.
2«Guardians of the Green Darkness Gates» проявляет ту самую яркую монументальность, свойственная барабанам на протяжении всего альбома, создавая своей игрой плотный и слаженный механизм активной цели, пути и движения, эхом отзываясь как стуки дрозда, как древесный шум соприкосновения стволов деревьев, как движение коры и корней, как движение мелкого зверька, как бег крупных зверей и как грозная поступь человека – высшего хищника. Только СТРАЖИ Леса шагают без движения, словно метроном, волею своей определяя движение любого смертного существа в ИХ лесном царстве.
Вокальному «туману» хорошо вторит финальная "Dark Autumn Rites". Именно в отдельных частях композиции дух прошлого, воя и надменно произнося карающие проклятья всем, кто услышит, предостерегая не совершать непоправимых поступков в будущем. Час суда, час расплаты, час вынесения вердикта. День сменился ночью, а лето - осенью. Безликий гость, путник леса, станет вечным узником царства или примет смерть. Восстал герольд из мрака чащи, укутанный в холод сошедшего снега, и своим мёртвым голосом возвещает о гибели всего живого леса во имя скорого возрождения.
Композиции «альбома» условно делятся на два типа: классические вещи с единой структурой, завязкой, припевом, кульминацией и разделённые на две разные части, где структура первой никак не пересекается со второй. Последние практически не врезаются в память, даже несмотря на интересные сочетания струнных и клавишных дуэтов. Практически каждая композиция сопровождается в начале и в конце отрывками звуков леса, его жизни как жизни многообразия живых организмов разных групп, окраса и живости. Разные периоды дня и ночи, даже разные времена года и разные погодные условия. Несмотря на заверения автора, это вряд ли можно связать с временами года ввиду нехватки в сэмплах зимнего периода леса.
3И всё прекраснейшее нагромождение писалось по частям: гитары и бас в Hаmle Hus Studiо под предводительством лидера Dungeon-synth проекта Skarpseian, клавиши и вокал у себя дома в Grannus Studio и ударные… хрен знает где. Сводил всё это хорошо знакомый нам по ударным партиям на прошлых творениях Drunemeton товарищ Veteris в у себя дома Studio. Вот что значит видеть логику в выборе партий для конкретной студии, когда её не видят другие. Несмотря на доминирование гитарных партий как основы альбома, звучание альбома поубавило в резкости и прибавило в средней объемности только из-за того, что видоизменялось конкретно для клавишных партий.
В итоге разностудийная «солянка» дала крайне неслушабельный вариант для любителей хорошего звука на высоких звуковых частотах. После уровня 70 хорошо, отчётливо и чётко слышны только гитарные партии. Местами слышны чётко, а местами тонут в шуме клавишные партии, а невыразительный вокал Grannus`a словно тонет в звуковом вихре, держась одной рукою за бревно. Ударных и бас-партий (или хотя бы призрачного ореола последних) поглотил шум, переходящий в безудержный «нойзовый» вой. Одним словом, бюджетность. Для остальных любителей mp3 или ценителей негромкой музыки (до 50), качество и общее звучание альбома не вызовет особого отторжения. Как говаривал один покойный камрад: «хороший lo-fi тоже надо уметь»..
Согласно лирике, напечатанной в буклете CD (а напечатано далеко не всё) текста, темы композиций имеют сугубо описательный характер места и события в разных уголках древней Европы, в большинстве своём фэнтезийных, выдуманных. Описания руин древних святынь, ушедших из истории языческих культур много тысяч лет назад, священнаые рощи, запрятанные природными эгрегорами глубоко в дремучих лесах, свободных на то время от человеческого внимания территорий и прочие останки подальше от «диванного человека» мест, где тысячи лет назад разворачивались масштабные сражения, унёсшие на пир богов жизни тысяч воинов, и творились ритуалы, сила от которых ощущается и по сей день. Во многих вещах фигурирует языческая эманация природного духа – бога Пана или Сильвана, вершившего путь не только над природой вокруг, но и пространством и временем за пределами лесных владений. Здесь нет хитро выверенной и сверх продуманной концепции, как бы кто не старался подобное себе внушать. Даже композиция «The Celebration» похожа на вольную интерпретацию из отдельно взятых слов и предложении Лавкрафтовского «Праздника», в которой нет и быть не может того смысла, что вкладывал в оригинал оккультный сказочник. Усугубил восприятие лирики и ответственный за печать буклета, напечатав только 5 треков из 9 (а точнее 8-ми). Впрочем, порчу визуальной части альбома рассмотрим чуть позже…
«The Sacred Grove» - материал со стержнем, но не доработанный и не вылизанный по краям в плане музыкального содержания, с мощной подачей материала, но с довольно тривиальным и неприхотливым лирическим содержанием. Альбом содержит небольшие косяки в исполнении и откровенную бюджетность записи, хотя для андеграундной формации с соткой-другой поклонников на всём земном шаре это - вполне обыденный случай.

 

Кожура «Сплита поневоле».

 

4Обложка и визуальное оформление данного (и единственного, по сути дела) издания также представляет собой ринг с двумя противоборствующими сторонами в духе классических «сплитов» с небольшим, прямо скажем, малюсеньким намёком на факт союза, нежели просто сожития. В одном углу ринга лежит ареал Fjörd, в другом - Drunemeton. БОКС!
Обложка «A New Dawn Shall Rise!» принадлежит перу художника Роберта Бриско (Robert Briscoe). Кто такой Роберта Бриско? Является ли он идеологическим творцом из какой-то организации типа Heathern Circle? Нет, он всего лишь игродизайнер и художник окружения, работающий сейчас в Valve Corporation. Арт взят из наработок для нереализованного контента 2009-11 годов, что параллельно рисовался вместе с разработкой игры Dear Esther. И арт этот, без преувеличения, шикарен и полон чарующей атмосферы раннего Средневековья до нельзя. Яркость, свет, тени, ракурс и художественная проработка окружения вплоть до мельчайших деталей показывает ритуал проводов мёртвых в поселении языческих скандинавов. «Викинг должен уйти в Валгаллу вместе со своим драккаром, на котором ел, спал, воевал и грабил». Встреча рассвета – важный и решающий момент в ритуале встречи нового дня: «увидеть солнце означает лицезреть начало нового дня, новой жизни, ощутить триумф победы над ночью». Обложка максимально и доходчиво совпадает с названием альбома, буквально заражая всех смотрящих на этот арт живительной силой радости нового дня. Остальные страницы буклета «A New Dawn Shall Rise!» представляют черный фон с тёмно-золотистого цвета текстом информации о релизе и тексты композиций. И тут в который раз видится неочевидный посыл к Bathory, отдавая должное фрагменту буклета бессмертной работы последних «HammerHeart»: чёрный фон, лого золотистого цвета текст лирики. Скромно, дёшево и сердито. И за какую такую графику отвечал мсье evilwar, кроме «фотошопного» наклеивания логотипа и названия на обложку альбома? Увы, этот момент и для вашего покорного герольда остался за гранью понимания.
4Сторона Drunemeton оформлена куда как красочнее, чем Fjord. Обложка Drunemeton берёт за основу картину «From Woods» известного в узким кругах художника Мирослава Заплетáла (Miroslav Zapletal), изображающего рогатого языческого древесного "нелюдя", сидящего на лесном троне, одновременно являющимся его прямым продолжением. Обесцвеченный центр картины (большинство оригиналов художника насыщены яркими фэнтезйными красками) обрамляется по бокам в старославянский орнамент тёмно-золотистого цвета, образуя из узора ворота, таким образом продолжая традицию «Fullmoon Asbath». Заднему фону, равно как и фон остальных страниц буклета Drunemeton, присуща архаичность узоров старой Европы и «оранжевизной винтажа», отдалённо напоминая оттенки многострадального сплита «Eastern Hammer», но пометкой на то, что у последних на оформление до сих пор приятно смотреть. Остальные страницы заполнены лирикой и информацией о релизе. Да, подобное оформление буклета в своей степени кропотливо и вызывает только положительные эмоции, хотя автор всех этих графических работ так и не был указан в буклете. И всё это кропотливое дело изрядно подпорчено вышеупомянутыми ошибками треклиста в буклете с записанным на CD материалом: треки «Song of the Woods» и «Night Fall onto the Forest» вообще не указаны, в то время как лирика «Guardians of the Green Darkness Gates» продублирована в буклете два раза. Не будь в буклете стороны Fjörd, то свободного места как раз хватило бы для всей лирики «The Sacred Grove», хотя не известно, у кого находился изначальный дизайн документ буклета Drunemeton и была ли в нём вся лирика альбома.
5Что до остальной части буклета, то задник с вешней и внутренней сторон является наспех созданным в спешке изображением из логотипов групп, треклистами в каком-то из простеньких готических шрифтов и логотипами канадского издателя Wolftyr и европейского дистрибьютора Hammerbolt соответственно. С самим диском непросто. На нём изображён орнакмент, схожий по многим параметрам с символами фона части буклета Drunemeton. Относится ли этот орнамент к канадцам - вопрос не праздный. Если смотреть с точки зрения базиса и исторических корней, то вполне вероятно (канадские скандинавы, ну как же мы без вас?!). Но в визуальном плане подобный орнамент никак не связан с Fjörd, ибо орнаменты вообще не фигурируют в оформлении их части буклета, не орнаментам в конце концов данная запись посвящена. Что создаёт нам ещё один прецедент для сомнения в том, а сплитом ли должен был стать этот релиз изначально?

 

Итог

 

По отдельным недочётам, тут и там маячившим в визуальной части сплита, работа красноречиво слушателю говорит, что она стала таковой в самый последний момент перед изданием альбома. А согласно некоему неназванному источнику, так оно и случилось, ведь Wolftyr изначально планировал издать «The Sacred Grove» как полноформат. Почему же не издали релизы отдельно? Почему «A New Dawn Shall Rise!» не был издан с другим миньоном «правильных» ребят, коих было что тогда, что сейчас "докуя"? И почему не была создана концепция «союза» из тематических и идеологических истоков этих формаций, которые, на секундочку, имели место быть в их творчестве? Вопросы, вопросы, вопросы…
Не станем вдаваться в подробности и разбираться в причинах «почему так»? Выйдя в свет, сплит не снискал славы, став ещё одним камнем среди бесполезных релизов зарождающегося тысячелетия. Fjörd ушли в безвестность ещё в процессе издания сплита, а Drunemeton перезаписал  «The Sacred Grove» под другим названием, переиздавшийся на другом лейбле много лет позже. Обе банды, без преувеличения, выпустили по отдельности в целом достойные работы в духе своих «отцов». Но сам сплит – он… ни о чём. У него нет идеи, а то, что реализовано - есть халтурная работа с проявлением неуважения как минимум к одной из формаций. И кроме как «закопать» я не вижу другого предназначении у этого бесполезного куска пластика. Это Вюрд, сынок, причём закономерный!

 

Оценка "A New Dawn Shall Rise!" (EP)
Музыка – 5
Лирика – 0. 7
Качество - 1
Кожура – 0. 4
Итог: 7. 1

Оценка "The Sacred Grove" (Full Album)
Музыка – 6, 2
Лирика – 0. 2
Качество – 0. 3
Кожура – 0. 5
Итог – 7. 2

Оценка сплиту:
ЗАКОПАТЬ!!!

Ссылки

Сайт художника Мирослава Заплетала
Сайт работ художника и дизайнера Роберта Бриско


 

 

VinterHeim
HellVinter Zine

User Rating: 5 / 5